В коррекционной работе поведения в рамках ПАП, используются три основных принципа: подкрепление, наказание, гашение.
Принцип подкрепления очень мощный в коррекционной работе. Однако в некоторых ситуациях прибегают к методам наказания проблемного поведения. Это процесс возникновения неприятных последствий для оперантного поведения, которые снижают возникновение поведения в будущем.
В данной статье я хочу осветить процесс наказания в отрицательной форме - таймаут.
Таймаут или отстранения от положительного подкрепления - это лишение возможности получить положительное подкрепление на некоторое время, сразу после нежелательного поведения, что приводит к уменьшению частоты этого поведения в будущем.
Отстранение от подкрепления на практике могут быть двух видов: полное и неполное.
Неполное отстранения - это когда ребёнок не удаляется из среды, а меняется его роль в этой среде без получения подкрепления. (Ученика, который мешает одноклассникам писать самостоятельную работу могут посадить за первую парту перед учителем).
К неполному отстранению относятся: пассивное наблюдение - ребёнок не исключается из среды, но лишается возможности участвовать в происходящем и получать подкрепления;
Отстранение с использование сигнальной ленточки - ребёнку завязывают на руке ленточку, эта ленточка позволяет получить поощрения. Если ребёнок плохо себя ведёт, ленточку снимают на определенный промежуток времени и прекращают с ним всякое взаимодействие.
Полное отстранение - это когда ребёнок удаляется из среды где происходило подкрепление. (Например: ученика в школе могут попросить выйти в коридор из класса). Используется также такие виды отстранения от подкрепления как отгораживание и помещение ребёнка в отдельную комнату (изоляция).
Таймаут рекомендовано использовать для функции поведения предоставление внимания и доступ к желаемому, и не рекомендовано использовать для функции поведения избегание требований и сенсорной стимуляции.
Поведение, которое ведёт к отстранению должно быть чётко описано.
Длительность отстранения не должна быть продолжительной. Это может быть интервал от 1 мин до 10 мин. После отведённого времени ребёнок может вернуться к остальным детям на своё обычное место и получать привычные желаемые стимулы.
Этот метод затрагивает юридические и этические аспекты.
Метод отстранения от подкрепления доказал свою эффективность, однако его не следует использовать в качестве единственного поведенческого вмешательства. Таймаут необходимо сочетать с различными методами положительного подкрепления.
Необходимо убедиться что организация в которой применяется таймаут, обладает достаточным количеством персонала, соответствующим помещением, при этом персонал должен исключить взаимодействие с ребёнком во время таймаута, так как внимание к ребёнку делает таймаут менее эффективным, может ли персонал предотвратить самовольное прекращение таймаута, обеспечит ли персонал безопасность во время тайм-аута.
По этическим соображениям необходимо вести записи об отстранении от подкрепления: сколько длилось по времени, как ребёнок вёл себя до, во время и после отстранения. Желательно взять согласия на эту процедуру у законных представителей ребёнка (если речь идёт о изоляции ребёнка). Описать поведение, которое ребёнок должен продемонстрировать во время таймаута. Также необходима оценка эффективности таймаута, если таймаут не работает, как должен.
Я ПРИЗЫВАЮ использовать в нашей работе методы коррекции нежелательного поведения основанные на принципе подкрепления поведения. И только в случае, когда все проактивные методы и методы дифференцированного подкрепления себя исчерпали или речь идёт о безопасности ребёнка использовать реактивные методы положительного и отрицательного наказания и в частности таймаут