Под задержкой речевого развития или ЗРР понимается запаздывание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет. Характерные признаки ЗРР, недостаточность экспрессивной функции, словарный запас скудный, качественный или количественный. Ребенок с задержкой речевого развития имеет умственное развитие в пределах нормы, нормальный слух и понимание речи, а также развитие в эмоциональном плане. Речевые навыки приобретаются в нормальной последовательности, просто происходит это гораздо медленнее и не умещается в общепринятые нормы возрастные. О чем говорят речевые нарушения у детей? О том, что у ребенка нарушен процесс усвоения элементарного словарного запаса. Запас слов должен быть уже сформирован у ребенка в возрасте 3-4-х лет.
Причины по которым происходит задержка речевого развития
Неуспеваемость в усваивании языка может говорить о полном разрушении психики, то есть задержка психоречевого развития может развиться на фоне расстройства нервной деятельности, а может быть отдельной, избирательной. Когда из всех психических функций нарушается только речь.
К проблемам с речью относят не только физиологические, но и социальные факторы. Социальными же причинами являются педагогическая запущенность, отсутствие нормального общения в семье, когда взрослые либо совсем не общаются, либо очень мало. Проживание в среде где говорят на иностранных языках. Педагогическая запущенность означает, что ребенком никто не занимается, он предоставлен сам себе, общение с родителями сводится к формальному. Такие дети часто вырастают с расстройствами в поведении. Недостаток общения в семье, когда не обсуждаются никакие проблемы, нет разговоров ведут к патологическому стереотипу поведения, в дальнейшем дети вырастают замкнутыми, закрытыми, необщительными и с проблемами в речи. Смена страны проживания, общение в семье на разных языках, либо если ребенок ходит в детский сад, где общаются на другом языке, все это приводит к билингвизму, либо ЗРР. Важно понимать, что задержка темпов речевого развития может носить различные причины и главное вовремя это заметить и посетить специалиста.
Диагностика и лечение задержки речевого развития
Чтобы выявить задержку речевого развития необходимо: с ранних лет проходить регулярные осмотры, а также посещать невролога. На осмотре специалист будет учитывать все аспекты, в том числе заболевания матери во время беременности, родовые травмы, состояние слуха и др. факторы. Если обнаружится умственная отсталость, то ребенку нужно будет пройти осмотр у психиатра. Лечебный комплекс мероприятий подбирается индивидуально. Возможно потребуется консультация и участие педиатра, логопеда, ЛОР-врача, психолога, психиатра, невролога. Основная цель терапии – научить ребенка не только понимать разговорный язык, но и общаться без затруднений. Участие родителей в терапии является важной частью, поскольку таким детям нужна помощь и поддержка взрослых. Есть дети очень стеснительные и боящиеся выражать свои эмоции, поэтому родителям, которые прочитали статью может показаться, что у их ребенка есть признаки ЗРР. Чтобы точно определить это необходимо записаться к специалисту. Возможно это просто особенность характера ребенка и в этой ситуации не нужно давить на него, требуется спокойный подход, который позволит раскрыться маленькому человечку.