Полезные статьи

ЗРР - Задержка речевого развития у ребенка

Нарушение развития речи


Под задержкой речевого развития или ЗРР понимается запаздывание в формировании речи от возрастных нормативов у детей в возрасте до 3–4-х лет.
Характерные признаки ЗРР, недостаточность экспрессивной функции, словарный запас скудный, качественный или количественный.
Ребенок с задержкой речевого развития имеет умственное развитие в пределах нормы, нормальный слух и понимание речи, а также развитие в эмоциональном плане. Речевые навыки приобретаются в нормальной последовательности, просто происходит это гораздо медленнее и не умещается в общепринятые нормы возрастные.
О чем говорят речевые нарушения у детей? О том, что у ребенка нарушен процесс усвоения элементарного словарного запаса. Запас слов должен быть уже сформирован у ребенка в возрасте 3-4-х лет.

Причины по которым происходит задержка речевого развития



Неуспеваемость в усваивании языка может говорить о полном разрушении психики, то есть задержка психоречевого развития может развиться на фоне расстройства нервной деятельности, а может быть отдельной, избирательной. Когда из всех психических функций нарушается только речь.

Возможные предпосылки ЗРР следующие:


  • отсталость умственная;
  • аутизм;
  • слуховые нарушения;
  • афазия умственная или частичная;
  • психосоциальная депривация;
  • ДЦП;
  • наследственность;
  • тяжёлые хронические патологии;
  • родовые травмы (гипоксия, асфиксия, гипотрофия, недоношенность).

К проблемам с речью относят не только физиологические, но и социальные факторы.
Социальными же причинами являются педагогическая запущенность, отсутствие нормального общения в семье, когда взрослые либо совсем не общаются, либо очень мало. Проживание в среде где говорят на иностранных языках.
Педагогическая запущенность означает, что ребенком никто не занимается, он предоставлен сам себе, общение с родителями сводится к формальному. Такие дети часто вырастают с расстройствами в поведении.
Недостаток общения в семье, когда не обсуждаются никакие проблемы, нет разговоров ведут к патологическому стереотипу поведения, в дальнейшем дети вырастают замкнутыми, закрытыми, необщительными и с проблемами в речи.
Смена страны проживания, общение в семье на разных языках, либо если ребенок ходит в детский сад, где общаются на другом языке, все это приводит к билингвизму, либо ЗРР.
Важно понимать, что задержка темпов речевого развития может носить различные причины и главное вовремя это заметить и посетить специалиста.

Диагностика и лечение задержки речевого развития


Чтобы выявить задержку речевого развития необходимо: с ранних лет проходить регулярные осмотры, а также посещать невролога.
На осмотре специалист будет учитывать все аспекты, в том числе заболевания матери во время беременности, родовые травмы, состояние слуха и др. факторы.
Если обнаружится умственная отсталость, то ребенку нужно будет пройти осмотр у психиатра.
Лечебный комплекс мероприятий подбирается индивидуально. Возможно потребуется консультация и участие педиатра, логопеда, ЛОР-врача, психолога, психиатра, невролога. Основная цель терапии – научить ребенка не только понимать разговорный язык, но и общаться без затруднений.
Участие родителей в терапии является важной частью, поскольку таким детям нужна помощь и поддержка взрослых.
Есть дети очень стеснительные и боящиеся выражать свои эмоции, поэтому родителям, которые прочитали статью может показаться, что у их ребенка есть признаки ЗРР. Чтобы точно определить это необходимо записаться к специалисту. Возможно это просто особенность характера ребенка и в этой ситуации не нужно давить на него, требуется спокойный подход, который позволит раскрыться маленькому человечку.