Диспраксия – нарушение двигательной сферы у детей и взрослых, проявляющиеся в сложностях реализации последовательности двигательных актов при сохранном мышечном тонусе.
Ребёнок с диспраксией испытывает трудности в освоении бытовых навыков, связанных с последовательностью движений или их точностью – к примеру надевание обуви, застёгивание пуговиц, езда на велосипеде и т.д. и конечно же сталкивается с трудностями в школе – ведь письмо одно из сложных двигательных актов, требующих точных, координированных и последовательных движений.
Проявления диспраксий у ребёнка конечно же зависит от степени ее тяжести, а также формы, что будет определять уровень имеющихся нарушений у ребёнка.
Лурия выделяет два вида праксиса – это кинетический и кинестетический. Соответственно диспраксию выделяют кинетическую- эфферентную и кинестетическую- афферентную. Первая связанная в большей степени с трудностями в моторном планировании реализации сложных двигательных актов ввиду нарушенной функции программирования и переключения. Данный дефицит проявляется в связи с нарушениями в моторной зоне коры головного мозга. При кинестетической дипраксии, главным образом страдает чувственная сторона движений, тобишь имеются проблемы с передачей афферентного сигнала от тела к мозгу, а именно к соматосенсорной коре. Однако последние научные данные говорят о том, диспраксия чаще всего имеет сочетанный характер с преобладанием кинетической или кинестетической ее формы.
Помимо указанных в современной логопедии отмечают и артикуляционную диспраксию. Раннее такая входила в группу дизартрий, но научное сообщество выделило ее в самостоятельный вид нарушения- и это верно, ведь тонусных нарушений , в отличии от дизартрии, при диспраксии нет, и это даёт возможность правильно строить коррекционный маршрут, а значит и добиваться более быстрых результатов по преодолению нарушения.
По данным исследований диспраксия может иметь как органический характер- когда она входит в структуру дцп, так и функциональный характер – когда нет органических повреждений в головном мозге, однако имеется недоразвитие нейронных связей мозга.
Симптомы диспраксий различны- это зависит от ее степени тяжести у конкретного ребёнке, а также преобладание ее вида. В некоторых случаях ее можно заподозрить в раннем возрасте- с двух лет. Для детей постарше существуют специальные тесты для ее выявления.
Однако следует помнить, что диспраксия может мешать полноценному психическому развитию , в частности речевому. Ранняя ее диагностика и коррекция может предупредить ее последствия в психическом развитии ребёнка – а именно речевые нарушения, сложности в освоении бытовых навыков, трудности обучения в школе и т.д.
Статистика говорит , что количество детей с диспраксией возросло , что возможно имеет связь с современным малоподвижным укладом жизни детей.
Это делает вопрос диспраксий – ее дальнейшее изучение в мире науки, выделение ее в самостоятельную группу нарушений, совместная работа врачей и специалистов коррекционного направления по диагностике и преодолению диспраксий, своевременное выявление и коррекцию - актуальным вопросом во всех коррекционных направлениях – дефектологии, логопедии и нейропсихологии.