Полезные статьи

Навык МАНД в АВА терапии

Нарушение развития речи



Как мы знаем АВА терапия направленна на формирование определенных навыков. Это такие навыки как:
Манд - просьба
Такт - наименование людей, предметов в окружающей среде
Поведение слушателя - обращает ли ребенок внимание и реагирует ли правильно на слова других людей.
Навыки визуального восприятия - обращает ли внимание на визуальные стимулы, сопоставляет ли предметы с картинками.
Самостоятельная игра - сформировано ли у ребенка игровое поведение.
Социальное поведение и социальная игра – реагирует ли ребенок на других людей.
Моторная имитация – имитация движения большой моторики.
Интравербальные навыки – дополняет ли ребенок различные фразы.
Различение по функциям, характеристикам, категориям. выбор из нескольких вариантов после инструкции.
Мы рассмотрим один из навыков, через который ребенок может овладеть коммуникацией необходимой ребенку для нормального развития в жизни ,для взаимодействия с людьми.
МАНД – просьба
Просьба может выражаться в разной форме это и указательный жест и если ребенок вербальный, то фразовая речь, а также система альтернативной коммуникации ПЕКС.
Во-первых, реакция манд имеет важное значение в жизни ребенка. Если ребенок может показать или попросить то, что ему нужно это снижает уровень нежелательного поведения. 
Во-вторых, способствует установлению диалога, через МАНД развивается такт, интравербальные коммуникации, ребенок учится вести диалог со взрослыми.  
Исходя из этого, тренинг МАНД, имеет большую значимость в формировании навыков.
Причинно-следственная цепочка в МАНД реакции выглядит так :
Предшествующий фактор – что способствовало ( ребёнок хочет игрушку )
Поведение – вербальное поведение, ребёнок говорит игрушка, если ребёнок говорящий , если нет то, указательный жест или ПЕКС.
Последствие – прямое усиление , ребёнок показал на игрушку и получил игрушку.
Предшествующим фактором является желание ребенка получить что-либо. В АВА терапии такое желание называют мотивационным стимулом. Например: если ребенок показал указательным жестом на предмет, который он хочет, достигает желаемого, то это поведение закрепляется в поведенческом репертуаре ребенка. То есть ребенок чаще будет использовать указательный жест, чтобы получить доступ к желаемому.
При отсутствии мотивации поведение чаще не будет возникать, любое поведение включает мотивацию. Можно привести много примеров мотивации в нашей жизни:
Если ребёнок не хочет пить ,он не попросит воду.
Если нет дождя, мы не просим зонт чтобы укрыться от дождя.
Если мы не совершаем покупки в магазине, мы не достаём деньги .
Если никто не стучит в дверь, мы не идём открывать ее.
Работа на МАНД реакцию ведется, если есть мотивационный стимул, другими словами если нет мотивационного стимула мы не можем реализовать тренинг МАНД. Нужно помнить то, что если для ребенка ценно получение желаемого он может сделать многое для того, чтобы это получить.