У каждого есть стим. Я играю со своими волосами, разговаривая с подругой по телефону. Возможно, вы грызёте ногти, когда нервничаете или вам скучно. Вы можете стучать пальцами или карандашом по столу, пока думаете. Мы все знаем кого-то, у кого есть раздражающий стимул, например, хрустеть костяшками пальцев или кусать губы. Стиминг, сокращение от самостимуляции, — это поведение, часто проявляемое людьми с РАС, но это не означает, что каждый человек в спектре самостимулируется. Два примера стимуляции (самостимуляции) включают взмахи рук или щелчки, однако существует много различных типов стимуляции. Различные категории стимулов включают: слуховые, обонятельные, тактильные, вкусовые, вестибулярные (двигательные) и визуальные. На первый взгляд может показаться, что стимулирование — это ненужное негативное поведение. Однако, при дальнейшем изучении этого поведения, стимулирование действительно может служить цели для детей в спектре. Как и во многих аспектах расстройства аутистического спектра, крайне важно понять функцию поведения. Плюсы стимуляции Стимулирование может быть использовано как способ предотвратить срыв, помогая ребенку саморегулироваться. Это может быть необходимо, если ребенок испытывает гнев или чрезмерную тревогу, что легко может произойти дома или в школе (например, во время перехода в классе). Стимуляция также может помочь ребенку справиться с временами, когда он испытывает сенсорную перегрузку (например, чувствительность к жужжанию лампочек в классе). Социальные ситуации в школе или вне ее также могут быть трудными для детей с расстройствами аутистического спектра, а стимуляция обеспечивает регулирование чувств в стрессовых социальных условиях. Минусы стимуляции В то время как стимулирование может быть положительным, бывают случаи, когда поведение может быть негативным или даже вредным для человека. Например, некоторые дети могут кусать себя или биться головой об стенку, чтобы стимулировать, когда они перегружены. Естественной реакцией будет полное прекращение этого стимулирующего поведения, однако сначала необходимо точно понять, почему ребенок стимулирует и какие типы ситуаций вызывают самостимулирующее поведение. Как только вы найдете причину поведения, тогда можно устранить это поведение и предложить решение для регулирования. Каждый ребенок индивидуален, поэтому трудно сказать со 100-процентной уверенностью, является ли стимулирование положительным или отрицательным, но понимание действия является необходимым первым шагом. Если у вас есть ребенок в спектре, который испытывает стимуляцию, может быть полезно обсудить это поведение с его терапевтом по АBА. Прикладной анализ поведения (ABA) — это научно обоснованное лечение, помогающее детям с аутизмом овладеть новыми навыками и прекратить деструктивное поведение, например причинять себе вред. Хороший специалист ABA всегда поможет найти способы, основанные на сильных сторонах каждого ребенка, которые соответствуют его интересам, и которые позволят ему участвовать в жизни общества.