Методики

TOMATIS

Аппаратные методики реабилитации
Один из самых главных принципов системы Tomatis — это чередование. Суть в том, что во время прослушивания программы постоянно меняется два канала звука (в одном канале интенсивны низкие частоты, а в другом — высокие частоты; при прослушивании легко заметить, как они меняются). Это чередование нерегулярное и создаёт перцептивный Смотреть видео(перцепция — это процесс восприятия) контраст. Одна из важнейших функций нашего мозга и психики — это прогнозирование. Поэтому нервная система постоянно пытается проследить закономерности изменения окружающей среды. Так постоянно меняющийся нерегулярный сигнал «привлекает внимание» мозга, и психика пытается просчитать, когда же снова будет изменение сигнала. Но поскольку каналы меняются нерегулярно, высчитать последовательность просто невозможно! При этом мозг интенсивно работает и тренирует слуховое внимание и восприятие.
Костная проводимость. Стимуляция происходит не только аудиальным способом. В наушниках Томатис есть специальный вибратор, который помогает звуку через костную проводимость попадать сразу во внутреннее ухо, минуя отделы наружного и среднего уха. Получается, в методике Томатис сигнал идёт по двум путям: костному и воздушному.
Воздействие Томатис происходит на все части внутреннего уха. Преддверие и полукружные каналы — это вестибулярный аппарат, сложный рецептор вестибулярного анализатора, который сообщает мозгу информацию о положении головы и тела в пространстве. Он позволяет формировать внутреннюю схему тела, поддерживать равновесие, контролировать тонус мышц, помогает рассчитать ускорение при выполнении сложных движений, создаёт устойчивый образ внешней среды при повороте глаз, рассчитывает движения глаз (то есть участвует в глазной моторике). Преддверие тесно связано с мозжечком, поэтому происходит опосредованное воздействие и на него. Мозжечок отвечает за координацию тела в пространстве, точность движений, автоматизацию движений, вычисляет ритмы.
Воздействие на улитку (кохлею). Улитка — это слуховая часть внутреннего уха. Именно из неё информация о слуховых сигналах в виде электрических импульсов бежит в различные отделы мозга. Звуки разной частоты имеют различное влияние на человеческую психику. В Томатис существуют фильтры высоких частот, низких частот, полостные фильтры, каждый из которых имеет свои эффекты при прослушивании программ.
Миндалина и сенсорная интеграция. Миндалина — это один из подкорковых отделов головного мозга. Она очень тесно связана со слуховым анализатором, и Томатис влияет на ее работу. Воздействие на миндалину помогает нейронным путям дозреть и адекватно передавать информацию.
Влияние на зеркальные зоны коры. Часто встречаются коммуникативные нарушения у детей с аутистическим расстройством или аутистическими чертами. Томатис воздействует на так называемые зеркальные нейроны, которые отвечают за формирование подражательных действий и участвуют в развитии навыков коммуникации. Поэтому Томатис так эффективен при подобных нарушениях.
Влияние на слуховые и речевые зоны. Слушание и речь — это два компонента одного процесса: мы слышим речь и воспроизводим то, как мы слышим. Если нарушено понимание речи, речевой анализ, фонематический слух, восприятие эмоциональной стороны речи, то страдает и процесс говорения (произношение, интонации).
Голос Матери. Голос матери записывается и используется, чтобы помочь детям с серьёзными проблемами в развитии, общении и в адаптации к их семейному и социальному окружению. Таким образом, создаётся звуковая терапевтическая система на основе высокофильтрованных звуков, воспроизводящих условия внутриутробной жизни. Это позволяет пробудить у человека эмоциональные воспоминания, относящиеся к его жизни до рождения. И далее через воссоздание идеализированного звукового пути помогает заново пройти этапы доречевого и речевого развития человека, что приводит к эмоциональному, лингвистическому и когнитивному созреванию ребёнка. 

Как проходит работа?
Ребёнок или взрослый надевает беспроводные наушники, так называемые «электронные уши», в которых звучат специально обработанные музыкальные композиции. В основном это музыка Моцарта или григорианского хора, так как в ней много высоких частот. В некоторых случаях это фильтрованный голос матери. Вопрос о целесообразности использования материнского голоса в терапии решает Консультант Томатис, имеющий достаточную квалификацию. Пока звучит мелодия, человек может делать что угодно: играть, рисовать, заниматься рукоделием и т. д. Занятие длится 1,5 – 2 часа.
Результаты:

·          Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, лунатизме и страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов и нервных потрясений.
·          Развитие речи. Метод Томатис рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со слоговой структурой слова и заикании.
·          Развитие и улучшение координации движений, если ребёнок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика. Видимые результаты Томатис даёт у детей с ДЦП.
·          Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.
·          Развитие интеллекта. Томатис улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учёбе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.
·          Улучшение качества голоса. Данный метод способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.
·          Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.